Паук - насекомое, приносящее удачу, и, как бы отвратительны или ужасны для человека ни были его крупные особи, убивать их нельзя никогда. "Хочешь жить, здоровым быть - паука не смей убить”, - предупреждает известная присказка, которая, надо полагать, за время своего существования спасла жизнь миллионам этих насекомых. В пользу сохранения жизни пауку часто приводят то обстоятельство, что он когда-то защитил младенца Иисуса во время бегства в Египет. Легенда гласит, что во время этого опасного путешествия Святое семейство как-то раз укрылось в пещере. Пришел паук и оплел вход в нее густой паутиной, а потом прилетела голубка и снесла в нее яичко. Когда подоспели преследователи, они увидели неповрежденную паутину и, заключив, что в пещеру давно уже никто не заходил, отправились дальше, не став ее обыскивать.
Почти дословно такие же истории рассказывают и о Моисее, и о Магомете, когда они убегали от преследовавших их врагов. Но все эти легенды представляются более следствием, чем причиной всеобщего почтения к пауку, которое встречается во всем мире, включая и те его уголки, куда ни христианство, ни ислам и не заглядывали. В языческой древности, а также среди нынешних африканских и азиатских племен его воспринимали я воспринимают как трудолюбивое насекомое, мудрое я наделенное целебными свойствами и, за исключением разве что ядовитых особей, доброжелательное и полезное для человека.
Паук в доме - добрая примета, знак процветания и счастья. Если он спустится или упадет на человека с крыши, этот человек скоро получит наследство или деньги из какого-нибудь другого источника. Маленького красного паучка называют по-английски "деньгопрядом”, если такой паук ползает по одежде, то ее скоро заменят на новую, если его поймать и носить в кармане, этот карман всегда будет полон денег. Увидеть паука вне дома обычно считается хорошей приметой, хотя в горных районах Шотландии это так только вечером. Поутру там это считают плохой приметой, но ввечеру очень хорошей, особено если он ползет вам навстречу.
Паутина и сами пауки фигурируют во многих старинных лечебных рецептах. Страдающие лихорадкой и желтухой живьем глотали пауков, закатанных в сливочное масло, впрочем, в некоторых северных районах Англии пауки считались ядовитыми, и проглотить паука было очень опасно. Лихорадку можно было лечить также, заперев паука в коробочку, чтобы он там умер, или нося одного или нескольких в ладанке на шее. "Нынче утром рано принял изрядную дозу эликсира, - пишет в семнадцатом веке в своем дневнике Илайес Эшмоул, - и повесил на шею трех пауков, и они прогнали мою лихорадку”. В Суффолке, когда у ребенка был коклюш, мать находила где-нибудь в укромном уголке дома темного паука и держала его над головой больного, приговаривая:
Эй паук, поди умри, Коклюш с собою забери.
После этого она подвешивала его в мешочке над камином на погибель. Более милостивый вариант этой же ворожбы, встречавшийся в Херефордшире, состоит в том, что паука держали над ртом ребенка, повторяя те же слова, а потом отпускали, чтобы он убежал вместе с болезнью. Еще один способ - просверлить дыру в притолоке входной двери и замуровать в ней бедное насекомое. Паутину (см.) использовали для лечения кровотечений, астмы, лихорадки, бессонницы и для выведения бородавок.
Херефордширское суеверие, вдохновленное памятью святого Патрика, заключается в том, что паук никогда не вьет паутину на ирландской древесине. Эмили Лэзер рассказывает, что в замок Вудрич, согласно преданию, лес привозили из Ирландии, чтобы паутина не мешала жить, а пол в подвале насыпали ирландской почвой, чтобы там не заводились жабы.
Страх и, не в последнюю очередь, отвращение, питаемое нами к паукам, вовсе не были свойственны нашим предкам. Несмотря на то, что они считались большей частью ядовитыми, что фактически соответствует действительности в случае паука-крестовика, а скорее даже благодаря своей ядовитости, им приписывалась способность нейтрализовать последствия отравлений и удалять, путем абсорбации, из дома любые нежелательные ядовитые вещества. Убить паука, обосновавшегося в человеческом доме, означало недвусмысленное призывание несчастья в этот дом, несчастья, прежде всего, на голову конкретного лица, совершившего акт несправедливости по-отношению к пауку.
Большим уважением пользовался паук в связи со своими умственными способностями, в-частности, умением ориентироваться в пространстве. Можно сколь угодно далеко отогнать паука от места, избранного им для жительства, но в конце концов он непременно вернется. Поэтому пауки всегда пользовались уважением, в особенности пауки-крестовики, уважением, в награду за которое они подчас приносили человеку счастье. В Тироле паук-крестовик почитался священным животным и назывался зверьком Богородицы (Muttergottestierchen). Остальные пауки также играли немаловажную провиденциальную роль, которая, конечно, нюансировалась количеством и разновидностью одновременно встреченных пауков. В Рудных горах к паукам обращались со следующими словами: - «Если несешь удачу, остановись, если нет, можешь двигаться дальше.»
Человек радовался, когда паук пробегал по его руке или по груди, затаивал дыхание, стараясь не спугнуть свою удачу, когда паук внезапно появлялся перед лицом, спустившись на паутинке откуда-то сверху. Непременным признаком обогащения считалось увидеть паука, плетущего сеть (репрезентирующую сеть иллюзии, - прим. blud.pp.ru), или вбегающего в комнату (то есть в негерметично закрытое интериорное пространство, чтобы сплести сеть иллюзии, мнимо препятствующую непреходящему самосозерцанию трансцендентного субъекта, но фактически препятствующую вовлечению трансцендентной субстанции в нереальное действие, - препятствующую потому, что эссенциально паутина, являющаяся вовлекающим, но не вовлекаемым, и трансцендентная субстанция гомогенны, - и таким образом играющую несомненно положительную роль).
В процессе христианизации Европы, символизм паука приобретает все более очевидный амбивалентый характер. Его начинают соотносить с так называемыми темными, демоническими силами, духами, домовыми и разными другими существами. Связь пауков с существами позволяет широко использовать их в гадании, в-частности, для того, чтобы заранее точно установить выигрышные номера лотереи или получить сведения о локальных изменениях климата. Если паук спокойно сидит в центре паутины или сосредоточенно плетет ее, то погода несомненно будет хорошей, но в случае, когда паук беспокойно бегает по стенам или перемещается по вертикали на паутинке, то, как считали в Швабии, ожидается дождь. Погода будет теплой, если паук размещает сеть близ окна, но если погода будет холодной, то паук сплетает сеть в непосредственной близости печи.
В статье использованы материалы интернет и в частности сайта blud.pp.ru
|